Видение по обращению с автомобильными покрышками в ЛО

Видение по обращению с автомобильными покрышками в ЛО

Одна из основных проблем с автомобильным покрышками, относящимся к отходам IV класса опасности, заключается в том, что они не отнесены к твердым коммунальным отходам (ТКО) и не попадают в сферу деятельности регионального оператора по обращению с отходами, при этом очевидно, что существенная часть покрышек образовывается населением в результате эксплуатации индивидуальных транспортных средств.

Более того, согласно Распоряжению Правительства РФ от 25.07.2017 №1589-р, размещение покрышек на полигонах запрещено как по отдельности, так и в составе ТКО. В результате чего у населения фактически не остается возможностей легального избавления от данного вида отходов. Как следствие, мы регулярно наблюдаем свалки покрышек вдоль автомагистралей, в лесных массивах и на площадках ТКО, что дополнительно только стимулирует усугубление проблемы – ведь не секрет, что отсутствие инфраструктуры сбора и попустительство к правонарушениям, непосредственно провоцирует людей на совершение аналогичных или более серьёзных правонарушений.

свалка шин вдоль дороги, картографированная в рамках проекта «Охота на колеса»
Свалка шин вдоль дороги, картографированная в рамках проекта «Охота на колеса»

Психологический механизм такой провокации на бытовом уровне иллюстрируется следующей фразой: «Если другим можно, то почему нельзя мне?». Человек видит, что нарушения правил поведения другими членами социума не пресекаются (как путем наказания, так и предоставления легальной возможности), и, как следствие, перестаёт считать правила (причём не только те, нарушения которых он наблюдал, но и любые другие) обязательными для себя. При этом условная средняя планка «допустимого нарушения» в обществе постоянно понижается, и рано или поздно это приводит к увеличению числа уже серьёзных преступлений.

Не стоит забывать, что Федеральный закон 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в ст.3 возлагает ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, таким образом, вопросы предотвращению загрязнения, и как следствие, по организации сбора и утилизации лежат на органах государственной власти, в том числе и органах местного самоуправления.

уборка сожженных шин во Всеволожске в рамках проекта «Охота на колеса» — 2018
Уборка сожженных шин во Всеволожске в рамках проекта «Охота на колеса» — 2018

На данный момент, по нашим сведениям, в Ленинградской области работа по сбору автомобильных покрышек ведется только в Кировском, Всеволожском (переработка) и Ломоносовском (пиролиз) районах, в остальных районах Ленинградской области нет даже никаких попыток создать систему сбора отработанных автомобильных покрышек. Чаще всего это связано с низкой заинтересованностью районных администраций в решении указанного вопроса.

Исходя из практики, отсутствие мотивации при решении указанных задач, приводит, при излишнем давлении на исполнителей, к саботированию итогового сбора (на аналогичных площадках может собираться как 30-50 тонн покрышек за акцию по сбору, так и ни одной, в зависимости от вовлеченности администраций), таким образом, основной упор при работе с органами исполнительной власти следует сделать на просвещение, зачем и почему им выгодно решать данную проблему на стадии образования, а не разгребания последствий.

площадка по накоплению шин при заводе по переработке ГриндЭко
Площадка по накоплению шин при заводе по переработке ГриндЭко

Предлагаемые пути решения:

  • Организация крупных площадок для временного накопления автомобильных покрышек. На данный момент, в Ленинградской области существует ряд переработчиков (Премио Крамб, Эко-плюс, РезКРО, ГриндЭко и пр.) автомобильных покрышек, готовых бесплатно принимать на утилизацию шины, отвечающие ряду параметров, при наличии в 100-120 км (на текущем этапе, в перспективе можно охватить практически всю территорию ЛО) от мест переработки площадок для сбора, позволяющих аккумулировать не менее 150-200 куб.м. шин (на практике это площадки от 100 кв.м. с твердым покрытием с возможностью заезда и разворота большегрузной техники – сцепки на 110 куб.м.). Перспективным является запуск подобных площадок на первом этапе в районе Сертолово, Гатчины, Тосно, Тихвина, на втором в Волхове, Кингисеппе, Усть-Луге, Выборге, Бокситогорске.
площадка по накоплению шин во Всеволожске, организованная при поддержке местной администрации
Площадка по накоплению шин во Всеволожске, организованная при поддержке местной администрации
  • Силами администраций:
    • обеспечить вывоз шин, оставляемых населением на контейнерных площадках (вне баков) с площадок для накопления ТКО;
    • создавать компактные точки для приема шин от населения, а также стимулировать шиномонтажи осуществлять сбор шин от населения бесплатно либо за минимальную плату, равную стоимости доставки шин на накопительную площадку;
    • осуществлять контроль за площадкой временного сбора (предотвращение складирования прочих отходов, пожаробезопасность, наполняемость и т.п.);
    • осуществлять погрузку шин в транспорт для вывоза на переработку.
сетка Премио Крамб на автозаправке Газпром-нефть в Рыбацком
Сетка Премио Крамб на автозаправке Газпром-нефть в Рыбацком

Важно понимать, что указанное решения возможны только при сохранении расширенной ответственности производителя (РОП), при этом, в настоящее время, Минприроды продолжает настаивать на кардинальном пересмотре системы РОП, фактически монополизируя сбор и распределение средств РОП. Однако, при отсутствии субсидирования/РОП, переработка шин имеет окупаемость близкую к нулю и не позволяет осуществлять бесплатную приемку вне мест переработки.

, , , ,